Пояснительная записка
к учебному плану по основной общеобразовательной программе
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
в МДОУ «Детский сад № 79»
Учебный план МДОУ «Детский сад № 79» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 года) и санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» согласно приложению, санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", разработан с учётом федерального, регионального компонентов, направлениями развития детей (образовательными областями).
Непосредственно образовательная деятельность детей имеет следующие значения:
Календарный учебный график
Количество учебных недель составляет – 34.
Количество учебных занятий (неделя- месяц – год):
Организованная образовательная деятельность:
Сентябрь – 4 учебных недели;
Октябрь – 5 учебных недель;
Ноябрь – 4 учебных недели;
Декабрь – 2 учебных недели;
Каникулы 3,4 неделя декабря и 1,2 неделя января;
Январь - 3 учебные недели;
Февраль – 4 учебные недели;
Март – 4 учебные недели;
Апрель – 5 учебных недель;
Май – 3 учебных недели.
В середине учебного года в соответствии с календарным графиком (конец декабря – начало января), а также с 1 июня по 31 августа для детей организуются каникулы, во время которых непосредственно образовательная деятельность не проводятся. В этот период для детей предусмотрены спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, увеличение продолжительности прогулок, художественная и музыкальная деятельность.
В соответствии с учебным планом МДОУ образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени занятий. Образовательная деятельность, требующая познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления детей указанная деятельность сочетается с деятельностью художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного циклов. Объём образовательной нагрузки не превышает на одного ребёнка 2-3 лет - 10 занятий в неделю; на ребёнка 3-4 лет – 10; 4-5 лет – 10; 5-6 лет – 12; 6-8 лет – 15. Перерывы между образовательными часами - не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста также осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день.
Основная цель содержания работы по учебному плану – развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Структура учебного плана МДОУ «Детский сад № 79» соответствует примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова, реализуемой с детьми 2-7 лет, и включает в себя:
Условные обозначения:
0,5(1,3) – занятие проводится в 1 и 3-ю неделю месяца; 0,5 (2,4) – занятие проводится во 2-ю и 4-ю неделю месяца
* – образовательные компоненты непосредственной организованной образовательной деятельности (занятия):
** - образовательные компоненты «Развиваем ценностное отношение к труду», «Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире», «Растим детей здоровыми, крепкими, закаленными» и «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других» с детьми 3 - 8 лет реализуются в ходе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и детских видов деятельности в режимных компонентах. Учебная образовательная нагрузка (учебные часы) в ходе специально организованных занятий для данных образовательных компонентов не предусмотрены.
Пояснительная записка
К учебному плану адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
в группе компенсирующей направленности МДОУ «Детский сад № 79»
Учебный план соответствует нормативно-правовым документам, регламентирующим организацию и функционирование дошкольных образовательных учреждений: «Международной Конвенции о правах ребёнка», Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г, санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» согласно приложению, санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" , Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Мин. образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155) , а также на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Программы по подготовке к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко и методических рекомендаций к ним.
Учебный план составлен на 34 недели для детей с 3 до 7 лет.
В каникулярный период проводятся физкультурные и музыкальные развлечения, игры – путешествия, опытно-экспериментальная деятельность, продуктивные виды деятельности.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), а занятия художественно- эстетического и физического развития – в остальные дни или вторую половину дня.
В середине деятельности статического характера проводится физкультурная минутка. Учебная нагрузка распределена с учётом программных требований каждой возрастной группы, режима, возрастных и индивидуальных особенностей детей и способствует их гармоничному развитию.
Продолжительность занятий:
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки:
Индивидуально-коррекционная работа осуществляется в пределах нагрузки на 1 ребенка, указанных в СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
Продолжительность индивидуальной работы с детьми варьируется в зависимости от возраста ребенка и его индивидуально-типологических особенностей и составляет:
В связи с тем, что группа компенсирующей направленности разновозрастная, занятия в разных возрастных подгруппах проводятся параллельно учителем-дефектологом и воспитателем. Воспитанники третьей возрастной подгруппы, не участвующие в занятиях, заняты самостоятельной игровой деятельностью.
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется на основе «Программы по подготовке к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко и основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой через занятия:
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Программы по подготовке к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» реализуется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Образовательная область «Физическое развитие» реализуется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие» реализуется по следующим направлениям:
интегрировано через все виды занятий, режимные моменты и организованную деятельность.
Учебный план устанавливает перечень разделов образовательной программы и объем учебного времени, отводимого на их изучение.
Учебный план предусматривает выполнение образовательной программы в течение 4 лет.
Используются следующие формы проведения занятий:
- «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
Проводит учитель - дефектолог
- «Физическая культура»
Проводят воспитатели группы.
- «Музыкальная деятельность »
Проводит музыкальный руководитель ДОУ.
Учитель-дефектолог проводит:
- «Развитие речи» (дети 3 - 4 лет)
- «Ознакомление с окружающим миром» ( дети 3 - 4 лет)
- «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (дети 4-5 лет)
- «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (дети 5-6 лет)
- «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (дети 6-7 лет)
- «Развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте» (дети 5-6 лет)
- «Развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте» (дети 6-7 лет)
- «Формирование элементарных математических представлений» (дети 4-5 лет)
- «Формирование элементарных математических представлений»(5-6 лет)
- «Формирование элементарных математических представлений» (дети 6-7)
Воспитатели группы проводят:
- «Лепку»
- «Рисование»
- «Аппликацию»
- «Конструктивно – модельная деятельность»
Индивидуальные
- Проводит учитель-дефектолог - коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию внимания, мышления, восприятия, памяти, формирование графомоторных навыков и речевых нарушений, проводится с одним воспитанником 1-3 раза в неделю с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей.
- Проводит педагог-психолог - коррекционно-развивающие занятия проводятся с каждым ребенком один раз в неделю во второй половине дня;
- Проводят воспитатели - индивидуальная коррекционная работа проводится в течение дня в предусмотренное по режиму дня время. В индивидуальной коррекционной работе с целью оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям, воспитатели используют игры и упражнения, рекомендованные учителем-дефектологом и педагогом-психологом по развитию познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества по следующим образовательным областям.
Физическое развитие реализуется на занятиях «Физической культуре» проводится в младшей и средней подгруппе - 3 раза в неделю, в старшей и подготовительной подгруппе – 2 раза в групповом помещение, т.к график использования зала очень плотный. Учебное занятие в старшей и подготовительной подгруппе – 1 раза в неделю проводится на прогулке.
Познавательное развитие реализуется на занятиях: «Формирование элементарных математических представлений». «Формирование элементарных математических представлений» проводится в средней и старшей 1 раз в неделю, в подготовительной к школе группе 2 раза в неделю.
Речевое развитие реализуется на занятиях: «Развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте», «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и «Развитие речи».
«Развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте» проводится в старшей и подготовительной к школе подгруппе
1 раз в неделю.
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» – 1 раз в неделю в средней и старшей подгруппе, в подготовительной к школе подгруппе 2 раза в неделю.
«Ознакомление с окружающим миром» и «развитие речи» - чередуются и проводятся 1 раз в неделю в младшем возрасте.
Художественно-эстетическое развитие реализуется на занятиях «Конструктивно - модельной деятельности», «Аппликации», «Лепки», «Рисования», «Музыкальной деятельности»
В младшем и среднем дошкольном возрасте «рисование» и «лепка» проводится 1 раз в месяц. «Аппликация» чередуется с «конструктивно-модельной деятельностью» – 1 раз в неделю.
В старшем дошкольном возрасте «рисование» - 1 раз в неделю, «лепка» – 1 раз в неделю, «аппликация» чередуется с «конструктивно-модельной деятельностью» – 1 раз в неделю.
В подготовительном к школе группе «рисование» - 1 раза в неделю, «лепка» – 1 раз в неделю, «аппликация» чередуется с «конструктивно-модельной деятельностью» – 1 раз в неделю.
«Музыкальная деятельность» проводится 2 раза в неделю.
Социально – коммуникативное развитие реализуется через все виды организованной деятельности.
осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а так же интегрировано через другие образовательные области.
Коррекционная работа осуществляется индивидуально по всем образовательным областям:
Воспитательно-образовательный процесс направлен на оказание необходимой коррекционной помощи в психическом и физическом развитии каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.
Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми в индивидуальной форме.
Индивидуально-коррекционная работа осуществляется в пределах нагрузки на 1 ребенка, указанных в СанПиН 2.4.1.3049 – 13
Продолжительность индивидуальной работы с детьми варьируется в зависимости от возраста ребенка и его индивидуально-типологических особенностей и составляет:
Педагогический коллектив группы гарантирует положительную динамику психического развития и усвоение адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР) в группе компенсирующей направленности. при условии систематического посещения ребенком группы детского сада, а так же с учетом индивидуальных возможностей конкретного ребенка.
В середине учебного года в соответствии с календарным графиком (конец декабря – начало января), а также с 1 июня по 31 августа для детей организуются каникулы, во время которых непосредственно образовательная деятельность не проводятся. В этот период для детей предусмотрены спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, увеличение продолжительности прогулок, художественная и музыкальная деятельность.
Учебный план 2023-24 уч.г. основной общеобразовательной программы